«Желтая» мечта
Серебристые Шевроле с кислотно-желтыми наклейками – кто их не видел? «Желтое такси» за три года стало фирмой с самым большим автопарком в Иркутске. Как удалось завоевать любовь клиента? Сколько времени пришлось работать на энтузиазме? Каковы дальнейшие планы создателя фирмы? Об этом в рубрике «Свое дело».
Первый водитель «Желтого такси»
В 2010 году, когда «Желтое такси» появилось на свет, его создателю Илье Филиппенко было всего 25 лет. Однако к этому моменту у него уже был богатый опыт в бизнесе: Филиппенко был одним из создателей и руководителей разных проектов – napodiume.ru, Lapsha New York, ГОРСВЕТ, работал в ГК «Материк».
«Идея открыть фирму такси пришла ко мне в Шанхае, где я жил несколько лет, – вспоминает предприниматель. – Это была мечта детства – сделать в нашем городе настоящее европейское желтое такси с шашечками через весь борт. Стимул у меня был скорее эмоциональный, чем финансовый».
В 2010 году Филиппенко вернулся в Иркутск, купил две старенькие машины, отдав по 60 тысяч рублей за каждую, покрасил их из баллончика в желтый цвет, приобрел у БВК самый обыкновенный номер и сам сел за баранку. Подруга Ильи, Юлия Новикова, стала диспетчером.
Было непросто. Новоиспеченный таксист плохо знал город, не предполагал, что рынок такси контролируется бандитами, бомбилы, глядя на желтые машины Филиппенко, называли его клоуном. Не сдаться, выстоять помогла книга Владимира Лобаса «Желтые короли Нью-Йорка». «В книге автор, эмигрировавший из СССР в Штаты, описывает, как в 80-х годах поднимался из таксиста во владельцы такси. Эта книга была мне примером, дала веру», – делится предприниматель.
Чистая прибыль – после 51-й машины
Бизнес, тем временем, набирал обороты: три заявки в день, затем четыре, пять, восемь… Тетрадка с первыми заявками до сих пор хранится в фирме как раритет. Сейчас число ежедневных заявок иногда превышает две тысячи. 1300 заявок в день считается плохим результатом.
Но к таким цифрам удалось прийти не сразу. «Мы просто верили в свое дело, два года только и делали, что верили, ни о какой прибыли не мечтали», – смеется Илья Филиппенко. К успеху шли постепенно. Год копили деньги, чтобы купить запоминающийся телефонный номер. «Спасибо директору ’Деловой Сети Иркутск’, он продал мне этот номер в рассрочку. Я полгода платил по 20 тысяч в месяц», – рассказывает бизнесмен.
Со временем заменили и машины. Взяли в лизинг первую партию Шевроле – 15 автомобилей. Марку эту выбрали исходя из нескольких критериев. Во-первых, начальная стоимость машины, которая не должна была превышать 600 тысяч рублей, иначе окупать ее, работая вхолостую, пришлось бы очень долго. Во-вторых, надежность и ходовые качества. «Наши дороги уничтожают подвеску машины за месяц, – поясняет Филиппенко. – Поэтому важным фактором была и стоимость сервисного обслуживания. Если бы она была большой, пришлось бы поднимать цены на проезд, а мне этого не хотелось».
Сегодня в парке «Желтого такси» – самом большом в Иркутске – 138 автомобилей, и все они – Шевроле. Оказалось, это очень удобно, когда все машины одной марки: если в одной что-то сломалось, то деталь можно быстро взять с другой.
Что касается цены за проезд, то ее Филиппенко не выбирал – это делал рынок. «Сначала минималка у нас была 99 рублей, со временем, когда общая минималка в городе росла, мы тоже под нее подстраивались. Поднимать цену мы и не пытались. Зачем? Как только кто-то поднимает цену, он становится аутсайдером, с ним прекращают ездить. Некоторые такси начинают демпинговать, но и это ни к чему хорошему не приведет. От пассажиров отбоя не будет, а водители все уйдут. А нет водителей – нет и фирмы. Тут нужна золотая середина», – рассуждает предприниматель.
На вопрос «Когда бизнес стал рентабельным?» Илья Филиппенко отвечает с уверенностью – когда в парке появилась 51-я машина. «Я давно это рассчитал, – объясняет он. – Фирма, в которой меньше 50 машин, – убыточная, невозможно ее прокормить, невозможно содержать какую-то инфраструктуру под такси. 51-я машина начинает приносить чистую прибыль, и то, если машины недорогие и деньги на сервис для пассажиров тратятся разумно».
Как стать «желтым королем»
Сегодня в «Желтом такси» работает около 20 человек менеджерского состава и порядка 300 водителей. Попасть на работу в фирму не так-то просто: к водителям предъявляются строгие требования. Их проверяют на наличие судимостей, оценивают уровень вождения. Водительский стаж претендента должен быть не менее трех лет.
«Желающих работать очень много – больше, чем машин в нашем парке. Поэтому мы ни с кем не сюсюкаемся. Если водитель нарушает правила, грубит пассажирам, мы сразу разбираемся в инциденте (в каждой машине установлены камеры) и увольняем, второго шанса не даем», – говорит Филиппенко.
Зато для тех, кто работает на совесть, бизнесмен не скупится на приятные бонусы. Например, 21-я смена для каждого такого водителя – это смена-подарок. «Он может сутки использовать машину по своему усмотрению: поехать на дачу, прокатить супругу по магазинам либо поработать в свое удовольствие, не платя ничего фирме», – объясняет бизнесмен.
Многие водители стали партнерами фирмы – «желтыми королями». «Система такая, – рассказывает Филиппенко, – любой водитель, отрабатывая на машине 365 смен, получает автомобиль в подарок. После этого он имеет право сдать эту машину в аренду фирме». Сегодня в «Желтом такси» около 15 водителей, которые воспользовались этой возможностью.
Ежемесячный оборот – 13-14 миллионов
Большое внимание предприниматель уделяет сервису. Когда автомобиль приезжает по вызову, заказчика ставят в известность дважды: сначала отправляют смску с фамилией и именем водителя, а также ценой проезда, затем звонят.
Если пассажир остался недоволен поездкой или водителем, он может сказать об этом – позвонив по телефону, указанному во всех автомобилях «Желтого такси». Есть «книга жалоб и предложений» и в группе в «ВКонтакте».
«Информационная открытость – это инструмент управления, – поясняет Илья Филиппенко. – Когда я сижу с закрытыми глазами и пытаюсь чем-то управлять, я далеко не уеду».
«Желтое такси» сегодня работает с массовым клиентом. Пробовали работать с корпоративным, но не получилось. «Как только мы начали часть автопарка переводить на корпоративного клиента, водители стали недовольны: у них в этот момент где-то были свои заявки. Недовольство росло, и мы приняли решение отказаться от этой идеи и сосредоточиться на работе только с населением», – рассказывает Филиппенко.
Сегодня «Желтое такси» пользуется большим спросом. Каждая машина «накатывает» в среднем от 4,5 до 6,5 тысяч рублей в день. «Есть более ‘урожайные’ дни, – говорит бизнесмен. – Например, в пятницу бывает и до 12 и до 15 тысяч». Большая часть денег остается водителю, порядка 2,5 тысяч забирает фирма – на обслуживание машин, в фонд заработной платы менеджмента и так далее.
Ежемесячный оборот бизнеса сегодня составляет от 13 до 14 миллионов рублей. Прибыль Филиппенко вкладывает в бизнес – покупая все новые и новые машины. В планах к февралю 2014 года увеличить парк до 200 автомобилей. «Моя задача – это экспансия, я хочу забрать рынок именно количеством», – объясняет предприниматель.
Что касается расходов, то самая большая статья, по словам директора «Желтого такси», – это техобслуживание: на него каждый месяц уходит порядка трех миллионов рублей. «На втором месте зарплата диспетчеров, менеджеров (только на менеджмент тратим около полумиллиона), следующая часть затрат – это обслуживание лизинга, банковских услуг. Много денег тратится и на связь, слежение, GPS».
Небольшая часть расходов – порядка 300 тысяч рублей ежемесячно – приходится на рекламу. Лучшая реклама такси, по мнению Ильи Филиппенко, – это узнаваемый и запоминающийся внешний вид машин. В скором будущем бизнесмен планирует, следуя закону о такси, перекрасить все машины в парке в желтый цвет.
Желание сдаться приходит за неделю до успеха
В планах у Ильи Филиппенко – дальнейшее расширение бизнеса. Предприниматель готовит франшизу «Желтого такси» и уверен, что покупатели в других городах найдутся.
Илья Филиппенко честно признается: со временем «Желтое такси» может ему надоесть. Появятся новые бизнес-идеи. «Поэтому, – говорит предприниматель, – я все это время стараюсь делать так, чтобы бизнес начинал жить своей жизнью, становился самостоятельным ребенком. Когда он встанет на ноги, я уже, наверное, подумаю о новых ‘детях’».
Молодым предпринимателям Филиппенко советует не бояться работы. «Хочешь открыть кафе – поработай сначала официантом, узнай всю ’кухню’ изнутри, ничего просто так не получится. Нужно работать и работать, не бояться рутины. А желание сдаться, все бросить, как правило, приходит за неделю до успеха».
Источник: www.taxilife.ru